УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И КУРСЫ
1. Основная информация
Возраст учащихся по программе Робототехники ТОМАС составляет 5‑14 лет. Общая продолжительность курса - 4 года. Первая часть курса разделена на несколько учебных блоков:
- Начальный Курс (возраст 5-10 лет) подробнее >>>
- Базовый Курс (возраст 7-11 лет) подробнее >>>
- Курс для продолжающих (возраст 8-12 лет) подробнее >>>
- Продвинутый Курс (возраст 10-14 лет) подробнее >>>
Занятия проходят группами по 5-8 человек 4 раза в месяц. Продолжительность каждого занятия составляет 90 минут. Занятия проводят два преподавателя.
Группы формируются по возрастному принципу и по уровню подготовки учащихся. Для оценки уровня подготовки учащегося проводится бесплатный 60‑тиминутный пробный урок, на котором ребенок вместе с преподавателем собирают робота "Пловца". Помимо оценки исходного уровня подготовки, ребенок и родители могут оценить, интересен ли им предлагаемый курс.
По окончании четырехлетней программы предлагается двухлетний курс "Профессор робототехники" (подробнее >>>), который в большей степени расчитан на занятия по индивидуальному плану учащегося.
2. Конструктор
Занятия первого четырехлетнего курса проводятся на базе авторского конструктора, разработанного группой центра робототехники Токийского Университета под руководством профессора Томотака Такахаши. Конструктор собирается по принципу Лего, но имеет ряд важных отличий:
В курсе "Профессор робототехники" (подробнее >>>) используются конструкторы на базе контроллеров Arduino в комплекте с электрическими и электронными компонентами, а также деталями, необходимыми для их монтажа на платформу робота.
ПРОГРАММА КУРСА
12 месяцев
Возраст учащихся: 7-11 лет
Базовый курс
12 месяцев
Возраст учащихся: 8-12 лет
Курс для продолжающих
18 месяцев
Возраст учащихся: 10-14 лет
Продвинутый курс
24 месяца
Возраст учащихся: 12-14 лет
Профессор робототехники
Чаще всего обучение по курсу "Профессор робототехники" выбирают те из детей, кто в качестве своей будущей профессии видит одну из инженерных дисциплин, связанных с данными предметами.
СТРУКТУРА УРОКА
Преподавание первой части (четырехлетнего курса) проводится микро-блоками из двух идеологически связанных друг с другом 90-минутных уроков. Таким образом, каждый месяц проводятся два микро-блока - четыре 90-минутных урока. Первый урок в блоке - новая теория, второй урок - закрепление теории практикой.
Помимо робототехники в каждом уроке преподаватели объясняют детям связанные с темой урока понятия: новые технические термины, использование изучаемых технических решений в реальной жизни, связанную информацию. Например, если мы собираем робота-жука, то детям в популярной форме рассказывается о том, где какие жуки бывают, как они выглядят, где живут, чем питаются и т.д.
Хотя последовательность сборки роботов во всех группах одного и того же раздела курса одинакова, в зависимости от возраста учащихся в группе преподаватели используют разные версии материалов, объясняющих теоретическую часть урока.
Теоретическая часть
(90 минут)
На этом уроке, после вводного объяснения преподавателями теории, дети по учебнику собирают очередного робота, придуманного сенсеем Томотака Такахаши. В процессе сборки, проходя через неудачи, успехи, пробы и ошибки, они испытают чувства, похожие на те, что испытал изобретатель робота. Радостное волнение, которое ребенок испытывает в момент, когда новый робот оживает - питательная среда, в которой прорастает его интерес к науке и творчеству.
Наша задача сформировать у ребенка потребность в непрерывном познании нового, желание творить, учиться, получать удовольствие от созидательного труда. Проходя испытание за испытанием, ребенок обретает уверенность в собственных силах, учится использовать полученные знания как инструмент для решения любых задач. Неудачи же должны восприниматься, как стимул к более упорной работе, получению новых, необходимых для преодоления проблем навыков.
Практическая часть
(90 минут)
Учащиеся модифицируют оригинального робота, используя весь накопленный ранее багаж знаний. Они пытаются сделать так, чтобы робот работал быстрее или стал сильнее. Обсуждая внесенные в конструкцию изменения с преподавателями, играя с модифицированными роботами, соревнуясь между собой, дети незаметно закрепляют имеющиеся и получают все новые научные знания: например, о кинематике, рычагах, трении, и т.п.
Ученики сами ставят перед собой задачу, что они хотят улучшить в роботе. Они придумывают, как это сделать, используют изученные или изобретают для этого оригинальные способы. Наша цель: научить ребенка мыслить свободно, решать проблемы творчески, не бояться воплощать свои идеи в жизнь.